«Я прямо помню тот переломный момент: сижу, учу экзамен по высшей математике. И думаю: да как же так меня угораздило-то, поступить на этот факультет дурацкий. Я же не понимаю вообще ничего. Это же мрак просто. И сижу, и плачу над конспектами, и думаю, Боже, ну пошли мне знак какой-нибудь. Ну чем мне заниматься, а? И тут же — бац! Смс приходит. Подруга пишет: „Ксюш, а помнишь, ты вот так похудела хорошо, помоги мне тоже составить программу питания, я хочу похудеть“. Я вообще раньше никому ничего подобного не составляла, но тут поняла, что не могу отказаться. Задала кучу вопросов подружке, собрала все свои знания, которые мне в свое время помогли — и составила. И поняла, что это, пожалуй, мое призвание. Пошла учиться нутрициологии, изучать медицину. Самое прекрасное в моей работе — то, что я меняю людей к лучшему. Это меня делает счастливой».
***
«А мне мама говорит: „Наташ, ты вообще в своем уме? Ну и что, что у тебя три комнаты в квартире? Обязательно что ли туда холодильник для цветов ставить и букеты в квартире прям собирать? Это же грязь! А учиться ты собираешься вообще?“ А я заказывала цветы в то время для одной компании и подумала — ну я же тоже смогу работать флористом. Поставила дома холодильник для цветов: сама собирала, сама букеты развозила. И ничего, знаешь. Все сложилось».
***
«Я когда в вузе училась, на практику в одну компанию попала экономистом. Потом меня после учебы там оставили, а затем кризис грянул, и меня сократили. Я, конечно, сначала пыталась работу искать по специальности. Ходила на собеседования. Потом даже согласилась на должность с зарплатой в 18 тысяч рублей. Пришла, села в кабинете за компьютер. Сижу и думаю — ну, нет. Все. Этим я заниматься точно не хочу. И ушла. Начала заниматься интернет-продажами, оформила ИП, дела стали налаживаться. Папа мне говорил: „Ты ненормальная, работала бы как все — в приличном месте, со стабильной зарплатой“. Как все я не хотела, конечно, поэтому не слушала никого. Сейчас у меня свой магазин. Самый большой страх для меня — работать по профессии в офисе с 9 до 18. Но я никого не осуждаю: каждому свое».
Это истории моих знакомых, в один прекрасный день открывших собственное дело.
Я их в кучу собрала не просто так. Недавно у меня случилось небольшое потрясение. Потрясеньице такое. Решила я сделать интервью с флористом — побеседовать о том, о сем, узнать, какие тренды нынче в цветочном мире. А у нас есть в городе довольно известный салон цветочный, который появился на свет года три назад, когда в Томске красная роза в полиэтиленовой «кишке» или букет из хризантем с укропом и гипсофилами не считался признаком дурного тона. И тут открывается этот салон с букетами из жутко редких тогда у нас пионов, пионовидных роз в упаковке из мешковины и крафтовой бумаги. Букеты были прекрасные, все три года салон успешно развивался, и я решила обратиться к женщине, которая его открыла и чудесно на рынке продвигала.
Конечно, открыть такой вот салон могла только женщина с многолетним опытом работы в цветочной индустрии. Так думала я, набирая телефон салона и посылаемая по ссылке «Вконтакте» к той самой владелице бизнеса. К моему шоку, ею оказалась невероятно милая девушка 22 лет от роду, которой, судя по моим вычислениям, на момент открытия бизнеса, было лет 19.
Я сразу вспомнила себя в 19 лет. Студентка второго курса журфака в жутком дутом пуховике. Меня мало волновало вообще, откуда берутся деньги. Я полагала, как и многие мои одногруппники и ровесники, что я вырасту, окончу вуз, и деньги придут. Максимум — я изредка подрабатывала журналистом.
Я клоню вовсе не к тому, что у представителей моего поколения напрочь отсутствует бизнес-ген. Конечно, среди 30-летних людей немало тех, кто успешно руководит бизнесом. Скорее я хочу сказать о том, что если сегодня посмотреть вокруг — то вы увидите невероятное количество молодежи, смело развивающей свое дело. Фотографы, визажисты, видеографы, свадебные распорядители, декораторы, флористы, рестораторы, успешные блогеры, диетологи, персональные тренера, сетевики, даже актеры — это все люди, которым нет 30 лет. От силы им 20 с небольшим, многие из них учатся в вузе и даже не думают, казалось бы, о том, что их бизнес-старт может быть неуспешным. Они пробуют, у них получается — и это прекрасно.
Сразу смахиваю скупую слезу и думаю о том, что даже к своему фрилансу (можно сказать, тоже какой-никакой бизнесик) я шла не так легко и смело, как могла бы: этому предшествовало целых 6 лет работы по найму.
Поневоле вспоминаю свой многолетний рабочий опыт и пресловутую «теорию поколений», которую несколько лет назад начали активно лоббировать продвинутые hr-специалисты. Кто не в курсе: в ней речь идет о том, что представителям разных поколений свойственен разный подход к труду, основанный на разном культурно-образовательном базисе, и на том, на каких «мультиках» они росли. Так вот — самыми мамонтами трудового рынка принято считать поколение бейби-бумеров (40-е — 60-е годы прошлого века): эти люди всегда были нацелены на командную работу, в них еще преобладает дух коллективизма. Сегодня они, в основном, достигли пенсионного возраста, но многие из них еще успешно работают.
Поколение X — люди, родившиеся в конце 60-х годов и до середины 80-х годов: они привыкли строить карьеру постепенно, вдумчиво, понемногу продвигаясь по карьерной лестнице и, как правило, развиваясь в рамках одной компании. А следом идет поколение Y, к нему относятся те, чья дата рождения выпала на конец 80-х — начало «нулевых». Получается, что я и мои ровесники как раз попадают на самое начало этого поколения. Вот эти люди не привыкли начинать свой путь с самых низов: им нужно все и сразу. Они выбирают те сферы, в которых можно быстро зарабатывать, и зачастую работают не по профессии. Вызвано это, конечно, невероятным засильем информации и нестабильной ситуацией на рынке.
Ну что тут сказать: выходит, все верно. Разве что с оговоркой, что моим ровесникам довелось встать в самом начале, поэтому характерные Y-признаки у нас находятся, пожалуй, в зачаточном состоянии. По крайней мере, у большинства. А вот те, кто младше нас всего лет на 5, уже заставляют нас в полной мере осознать верность вышеназванной теории.
К чему я это все веду. Это такой, знаете, клочок позитива на общем фоне вечного брюзжания и возмущения. Обычно молодежь принято ругать — мол, ничего им кроме гаджетов не надо, мол, в наше время такого не было.
Так вот я не согласна.
Меня берет гордость за нашу молодежь — несмотря на то, что я к ней тоже пока еще отношусь, — речь идет о той молодежи, что наступает нам на пятки. Меня радует, что в этом мире, где нам с детства внушали, что нужно хорошо учиться, получать достойную профессию, идти работать по специальности и строить свою жизнь по давно установленным канонам, есть те, кто с младых лет готов идти наперекор системе, и успешно это делает. Кто не боится делать выбор и принимать решения, кто рискует, экспериментирует и не отчаивается из-за неудач. Кто достигает поставленных целей и ставит новые. И на кого — как это ни странно звучит — многим из нас стоит посмотреть не с пренебрежением, мол, молодо-зелено, а с восхищением. И может быть, даже стоит взять с них пример.