Была у нас тут недавно встреча одноклассников. Школу я окончила — не соврать бы — 12 лет назад. Тридцать мне уже. Не буду утомлять вас описанием разгульной вечеринки через десять лет после выпуска, потому что у меня этого праздника жизни так и не состоялось. На встречу одноклассников мы с моей школьной подругой просто не пошли.
Подумали — а смысл? Там люди, с которыми я больше 10 лет не виделась, будут задавать вопросы: вышла ли я замуж? Где мои дети? ЧТО??? Нет? А почему это я их еще не завела? Есть ли у меня ипотека? Тоже нет? Ну, мрак, конечно, мрак. Получат на все эти вопросы отрицательные ответы и довольно вздохнут: мол, вот бедолага. Слава богу, у нас жизнь удалась.
Я же в свою очередь, вероятно, подумаю: слава Богу, я не такая упитанная (к примеру) баба (или мужик) с двумя детьми, которая трудится на «заводе», потом на маршрутке едет до супермаркета, тащится с пакетами домой, готовит ужин из трех блюд своей большой и не обязательно дружной семье, а на ночь надевает махровую ночнушку и мажет спину фастум-гелем. Потому что обычно именно такие люди подобные вопросы и задают. Ничего личного, просто обобщенный пример.
Помнится, на заре своей юности я смотрела обожаемый всеми женщинами сериал «Секс в большом городе», в котором Кэрри Брэдшоу и ее верные подруги, на тот момент девушки лет 30, сетовали на свое одиночество, искали мужчин своей мечты и свой жизненный путь. И удивлялись: почему в 30 лет непременно нужно быть семейным человеком? Я даже в 18 лет им сопереживала и была уверена, что в любом возрасте нужно наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, никого не слушать и знать, что всему свое время. А теперь мне 30, я все также в этом не сомневаюсь и недоумеваю, почему в нашем обществе не принято уважать тех, кто в этом возрасте еще не созрел для семьи.
Не поймите меня превратно: я ничего абсолютно не имею против семейных людей с детьми, достойной работой, со своими правильными моральными ценностями, которые при этом абсолютно счастливы. У меня есть такие примеры перед глазами, я ими действительно восхищаюсь и в будущем, надеюсь, стану примерно такой же.
Я только не могу понять одного: почему так много людей стараются залезть мне в душу с вопросами о неустройстве моей личной жизни на манер их собственной? Бывшие одноклассники, одногруппники, коллеги по работе, дальние родственники. Неужели им не все равно, как живут другие, если они безмерно счастливы? Если им нравится, что их жизнь проходит именно так и никак иначе?
Я уверена, что не одна я с завидной регулярностью отвечаю на такие бестактные и бесцеремонные вопросы: участь эта постигнет любую женщину, которая дожила до 30 лет и не обзавелась присущей возрасту семейно-материальной атрибутикой. Порой мне даже кажется, что графа «семейное положение» вместе с жилищным вопросом для большинства моих знакомых являются определяющими факторами моего статуса успешного или не очень человека.
Почему я вдруг так возмутилась? Потому что на самом деле мне эти вопросы, как и многим другим моим сверстникам, задавали лет с 25. Но когда тебе исполняется 30, они начинают звучать все чаще, от людей все менее близко знакомых, и при этом все более настойчиво и беспардонно. Так, словно жизнь человека после 30 лет должна четко укладываться в определенные рамки, неизвестно кем и зачем установленные.
Я вам открою секрет: у каждого человека свои представления о жизни, в том числе и о той, что наступает после 30 лет. Она есть, эта жизнь, даже если она не полностью семейная или не семейная вообще. Так почему я уважаю тех, кто создал свою семью и действительно счастлив в ней, а все те, кто по ту сторону баррикад, зачастую мне сочувствуют?
Беспокоит меня это и потому, что я человек сомневающийся. На меня немного надави — и все. Нет моего личного мнения. Вот мне говорят: «Ань, тебе пора». И я постепенно начинаю думать, может, правда пора? Начинаю нервничать. Плохо спать. Конфеты жрать ночами. Потом картошку жареную и прочие гамбургеры. Потом толстею. Потом у меня депрессия начинается. Потом я достаю книги по саморазвитию и планирую записаться на прием к психологу. Потом приходит мой мужчина и спрашивает: «Ты правда вот прямо сейчас хочешь семью и детей?» И я понимаю — да, хочу. Но не прямо сейчас! Прямо сейчас хотят за меня все остальные. А мне нужно еще немного времени для меня самой.
Вот достали. Честное слово.