Содержание статьи
Милые пережитки старины
Колорит Тбилиси имеет много составляющих. Это свечки-кипарисы, холмы и горы, старинные храмы, монументальные здания и, конечно, привычки и обычаи жителей.
К примеру, здесь у входа на базар сидит старушка, которая кричит, рекламируя свой товар: «Нафталине! Нафталине!» А запах от нее! Как из бабушкиного шифоньера. Не знаю, как вы, а я думала, что нафталин — пережиток старины.
Около вокзала в Тбилиси я увидела работника профессии, которая у меня ассоциируется с фильмом «Неуловимые мстители». Сиденье около этого человека, по-моему, в кино было местом явки революционеров и передачи информации. Не помните?
Но не буду больше тянуть — это чистильщик обуви! И все его приспособления: щеточки, чемоданчик, баночки с кремом — просто привет из прошлого. Для грузин его наличие — обычное явление, а я была настолько удивлена, что не удержалась и сфотографировала. Где теперь такое увидишь?
И еще одна зарисовка. По утрам в старых частях столицы ходят продавцы с заплечными мешками или с тележками, наполненными разным товаром. И оживляют своим криком дворы: «Цоцхи!» Цоцхи!« — («Веники!») или протяжно по-русски: «Картош… картош… Картошкаааааа!»
Про гурийцев
Ранее я упоминала о том, что грузины делятся на этнические группы. Сегодня расскажу про гурийцев. Они живут в удаленном уголке Западной Грузии. Говорят, Гурия невероятно красива, но, к сожалению, поделиться впечатлениями пока не могу — еще не добралась до этой части страны. Зато про жителей кое-что знаю и спешу поделиться.
Гурийские жены настолько напористы, энергичны и сильны характером, что существует даже поговорка, будто их мужья требуют дополнительных выплат… за вредность.
А еще гурийцы славятся своим пением. Криманчули — так называется их национальная песня. Буквально переводится как извивающийся голос. По всему миру известно многоголосное пение грузин. Так вот гурийская песня отличается тем, что верхний голос в общем произведении богат мелодичными скачками и украшениями. Это, можно сказать, визитная карточка. По этому поводу есть местный анекдот. Однажды Хрущева решили удивить криманчули. Генсек, прослушав, поделился впечатлениями: «Хорошо пели, молодцы! Только вот один остальным все время мешал». Да, не каждый и не сразу поймет всю виртуозность, мастерство и сложность исполнения а капельной гурийской песни.
О чувствительности
Грузины чувствительны, эмоциональны, непосредственны. Даже у самых гордых, суровых и темпераментных мужчин глаза на мокром месте от старых черно-белых фильмов, примеров героизма соотечественников, патриотической песни или от младенческого лепета.
Они могут искренне, по-детски шумно радоваться твоим хорошим новостям. Например, в парикмахерском салоне заметили мою проступающую беременность. Я не знала куда деваться. Честное слово. Женщины прыгали вокруг меня, смелись, шутили и поздравляли. Замечу, что в этом салоне я была в третий раз. Вначале думала, что это единичный и где-то даже слегка вульгарный жест с их стороны. Ошибочка. Все более или менее знакомые люди не проходят мимо моего интересного положения спокойно. Перекрещивают, улыбаются, удивляются, поздравляют, а за столом даже тосты поднимают! Невероятное чувство сопричастности. И еще один момент — почему-то вместо слова «живот» или «животик» они так ласково произносят: «А тебе идет твое пузо!» У меня даже комментариев нет.
О торговле и услугах
Рынки тут — произведение искусства. Южный колорит чувствуется во всем. Шутки, громкие переклички торговцев, непонятно откуда льющаяся национальная музыка.
Каков же выбор? Свежее мясо, куры, собственные сыры, молочные продукты, грибы, орехи, сухофрукты — круглогодично. Невероятный ассортимент фруктов и овощей.
Надо отметить, что грузины предпочитают местные продукты. Например, не принято в январе есть помидоры и огурцы, в апреле — мандарины или арбузы. Хотя в продаже они, конечно, есть. Кстати, однажды в начале мая на рынке я поинтересовалась, откуда клубника. Продавец не смог назвать страну. Похоже, он сам не верил, что ее продаст. Только этим могу объяснить его вялый интерес к несчастной импортной ягоде. Грузины ждут свой урожай. И не проигрывают. Вкус фруктов в Грузии невероятен.
Тут не любят привезенное замороженное мясо, говорят, что шашлык из него не годится. И все вот это изобилие на рынке приправлено запахом свежих трав и одурманивающих специй. Удержаться нереально. Все равно что-то купишь.
Примечательно, что тут на товарах ценников нет. Торговля! Кто кого. Так вот для меня имеретинский сыр (по 150 руб. за кг) резко дорожает рублей на тридцать. В ответ на мое возмущение, меня же и упрекают: «Дорого тем, у кого денег нет!» Смешно, правда? Этим можно обидеть только грузина. А русского человека с определенным достатком, стабильностью, разве это заденет? Просто хочу другую цену и все.
Удивительно, но торговаться у них не любят. Делают строгие или равнодушные лица, пожимают плечами и демонстративно отворачиваются.
Также дела обстоят с услугами для туристов. Никто не поедет на экскурсию, если приезжие просят сбавить цену на 500-1000 руб. И будут стоять в ожидании целый день. Не заработают ни гроша. Но и лишних движений делать не будут. Экономят энергию? Не понимаю. Мне на этот счет приходит в голову поговорка: «Под сидячую попу рубль не просунешь». Но не мне их учить.
Азербайджанцы в Грузии
Грузия — многонациональная страна. Азербайджанцы составляют самую крупную иностранную династию: более шести процентов населения страны и проживают они на этой территории с IV века. Здесь целые поселения азербайджанцев, у них свои школы, обычаи и праздники. Надо сказать, что на фоне грузин это очень трудолюбивый народ. Просто пчелки. Подозреваю, что вся зелень, которая в Тбилиси есть круглый год, поставляется именно местными азербайджанцами.
В конце апреля мы проездом побывали в Марнеули, маленьком городке и близлежащих селах, где как раз численность азербайджанцев более восьмидесяти процентов. Словно я побывала в другой стране! Ни одного бездельника, игрока в нарды или просто отдыхающего. Все за работой. Поля до неприличия вычищены, картофельные грядки напоминают строй солдат на плацу, ботва уже выше колена.
На прополке только женщины, мужчины заняты строительством, расширением, улучшением хозяйственных построек. А их дома напоминают добротные каменные княжеские усадьбы, с винтовыми наружными лестницами, богатыми убранством узоров балконами и арками. Впечатляет!
Убить дракона
Поражает атмосфера дурманящей расслабленности. Она повсеместна. И как следствие — особенности поведения. Грузины не пунктуальны. Совсем. Если встреча назначена на десять, то состоится она лишь в 10.40. Без звонков и извинений об опоздании. И никто ни на кого не обижается. Если в парикмахерском салоне назначено время — будьте уверены, мастер опоздает на полчасика.
Грузины очень легко относятся к воспитанию детей. Они их обожают. Балуют. И порой собирают не тот урожай, на который рассчитывали. Но отношения к формированию маленькой личности не меняют. Нет цели вырастить конкурентоспособного человека, в приоритете — спокойная жизнь, а не всякие там карьеры, покорение вершин и реализация амбиций. Чудно! Мы привыкли к другому. Я, к примеру, из того мира, где пенсию накапливают с двадцати лет, где всегда и везде идет жесткий отбор кадров и где люди — это ресурсы.
Приехав из России и выпав из жесткого рабочего графика, ежедневно я драила квартиру, чистила с остервенением кафель, рьяно терла тарелки, с упоением натирала столовое серебро. Делала все, как учила мама. Впадала в транс, когда гости топали по влажному еще паркету в уличной обуви. Ну не принято у них разуваться!
С удвоенной силой я окунулась в кулинарию, готовила грузинские и русские блюда; эксперименты и неудачи меня только подстегивали! Добавим к этому каждодневную стирку, глажку и поддержание порядка путем гавканья на домашних. Я уставала за день так, словно разгружала вагоны. И хотя внешне смахивала на девицу с картинки в стиле пин-ап, в действительности была ворчливой теткой. Дома меня не понимали, но не связывались — не хотели скандалить.
Прошло полгода. Действительно, человек привыкает ко всему. А русский тем более, адаптируется хорошо. Теперь меня все устраивает, я поздно просыпаюсь и отношусь лояльно к пыли на пианино. Просто муж, который не выносит шума в доме, как-то сказал: «Ну жили мы как-то без тебя и без мокрых полов…» Блондинка напряглась, подумала и сделала вывод: счастье и гармония, похоже, не в этом. И я задушила в себе дракона. Перестала терроризировать семью. Поверьте, жить стало легче. Единственный секрет: чуточку поделила обязанности. На случай отсутствия глаженых рубашек научилась виртуозно шлепать ресницами. К тому же перестала дергаться, если жаркого нет на ужин. (Пусть муж не прочтет этих строк!) Всегда есть сосиски, хинкали, чебуреки и хачапури. Ими пахнет из любого закоулка. Кстати, сегодня публикую рецепт просто очумелых чебуреков от моей тбилисской подруги.
Чебуреки от Алены Ватиашвили
Чебурек — традиционное блюдо многих тюркских и монгольских народов. Пользуется популярностью и на Кавказе. Сегодня мы испечем чебуреки так, как их принято готовить в Тбилиси.
Нам понадобится для теста:
- 1 кг муки;
- 0,5 л воды;
- 1 яйцо;
- 0,5 ст. л. соли.
Для начинки:
- 300 г телятины или молодой говядины;
- 300 г свинины;
- 3 луковицы;
- по 3-4 веточки зелени (петрушка, кинза, орегано);
- соль, перец.
Замешиваем крутое тесто, как на пельмени, заворачиваем в пищевую пленку или пакет и оставляем в прохладном месте на 4-5 часов.
Прокручиваем мясо с добавлением зелени, солим, перчим, хорошо перемешиваем. Добавляем немного теплой воды, чтобы фарш не был густым, а имел консистенцию жидкой сметаны.
Теперь возвращаемся к тесту. Раскатываем пласт толщиной 2 см и выдавливаем стаканом круги диаметром 5 см.
Раскатываем круг толщиной 3 мм.
Кладем на одну половину ложку фарша.
Закрепляем края.
Придавливаем их вилкой, чтобы не расклеились.
В глубокой сковороде разогреваем подсолнечное масло и жарим чебуреки до золотистого цвета, примерно по 7 минут каждую сторону.
Выкладываем на тарелку и едим горячими, нахваливая себя, с удовольствием!
— Гемриелад мииртвит! — Приятного аппетита!