Этапы развития речи
В возрасте трех-четырех месяцев младенец начинает бессознательно подражать речи близких взрослых, эмоционально откликаться на звук их голоса. Постепенно количество понимаемых слов, — увеличивается. К году он способен понимать уже до пятидесяти разных слов. Постепенно развитие речи переходит на второй этап – период первоначального овладения. Малыш начинает произносить первые слова. Он уже может обозначить предмет и назвать его. Правда, это не значит, что слово будет настоящим. И что этим словом не будут называть несколько предметов. Ребенок проводит собственные ассоциации, например, словом «ка-а» он может называть все предметы, которые вызывают у него положительные эмоции. Так же все предложения пока состоят лишь из одного слова, поэтому смысл его речи ещё больше зависит от ситуации.
И тут наступает период развития речи в процессе непосредственной практики. Ребенок начинает много говорить! Он впитывает все, что произносится вокруг, и пробует каждое слово «на вкус». Речевое общения становится главным фактором развития мышления. Не спешите сразу бежать к врачу, если вас что-то смущает в речевом развитии ребёнка. Далее в статье вы узнаете, в каких случаях действительно стоит обратиться к детскому логопеду-дефектологу.
Итак, как правило, к трем годам малыш может:
- Говорить предложениями из трех-пяти слов;
- Правильно ставить ударения в словах;
- Правильно выговаривать звуки, за исключением сложных (р, р’, ш, ж, ч’, л, щ’, с);
- Правильно обобщаться слова по признаку принадлежности;
- Использовать новые части речи, помимо существительных и глаголов;
- Использовать приставки, суффиксы, изменять слова, создавая новые;
- Склонять слова по родам, падежам, числам;
- Запоминать и пересказывать короткие стишки.
Словарный запас увеличивается в два-три раза. Ребенок учится изменять, рифмовать, создавать новые слова. Идет период освоение законов грамматики и ребенок активно изобретает:
- «- Зубовный врач;
— Шапка с морякорем (якорь и моряк);
— Моя папа воевает;
— Мы сплим;
— Стрелка на часах ходнула разок.»
Важно понимать, что развитие каждого ребенка индивидуально. Одни дети не испытают трудностей и в три года уже активно разговаривают, строят предложения и превращаются в «почемучек». Другие же малыши только начинают острожное выстраивать фразы. Не стоит сравнить детей между собой, а нужно помнить, что каждый уникален. Задача родителей – помогать ребенку развиваться и расстраиваться, что у соседей уже вовсю «болтает».
Как определить, что у ребенка проблемы в развитии?
Наблюдать за малышом стоит начать ещё раньше, чем в момент, когда он не начал говорить. Задержки речи проявляют ещё в младенчестве. Если ребенок с рождения молчаливый – не гудит и не лепечет, не реагирует на речь взрослых – это повод насторожиться.
Известным фактом считается связь речи с мелкой моторикой. Поэтому, если:
- Движения ребенка резкие, он плохо удерживает равновесие;
- Малышу сложно рисовать, одеваться, работать с мелкими деталями игрушек;
- Очень рассеянный, не может ни на чем сосредоточиться.
То в комплекте со следующими речевыми задержками обязательно нужно обратиться к специалистам центра детской нейропсихологии «Альтер-Вита»:
- В три года вообще не разговаривает словесно или речь похожа на лепет;
- Присуще обильное слюноотделение;
- Произносимые слова в предложение абсолютно не согласованы между собой;
- Говорит слишком быстро или слишком медленно;
- В речи используются только существительные и глаголы.